В финальный день Спартакиады «Непобедимая держава», 3 ноября прошел круглый стол «У истоков советского каратэ». В Тольяттинском госуниверситете собрались признанные мастера боевых искусств и на протяжении двух часов говорили о прошлом, настоящем и будущем этого вида единоборств в России и в мире. Что привлекало людей в каратэ, когда оно было официально запрещено в СССР, и почему в перспективе боевого искусства стать олимпийским видом спорта одни видят будущие высоты, а другие – неизбежное падение? Разбирались долго, эмоционально и аргументированно.

Во вступительной речи модератор круглого стола, актер, спортсмен, телеведущий Сергей Бадюк отметил, что при засилии в России коммерческих и телевизионно-раскрученных видов единоборств, таких как кикбоксинг или MMA (смешанные боевые искусства), люди стали забывать истоки. А начиналось все именно с каратэ. С этого запрещенного в Советском Союзе вида единоборств, который включал в себя не просто набор спортивных техник, а глубокую философскую систему самосовершенствования.

Первый вопрос, на который Сергей Бадюк предложил ответить сэнсэям – «Почему вы выбрали каратэ?»

Президент Федерации всестилевого Каратэ России Рамиль Габбасов рассказал о притягательном запретном плоде, которые его манил. О том, как тайно доставал книжки о каратэ, получал фотографии, на которых люди в кимоно и с повязкой на голове демонстрировали удивительные боевые навыки.

Рамиль Габбасов, президент Федерации всестилевого каратэ России, исполнительный директор Российского Союза боевых искусств, 5 дан

- Когда мы стали вникать глубже в то, что скрыто под красивой картинкой, понимать философию, стало еще интереснее. Открывались новые горизонты, и становилось понятно, что это не просто боевое искусство, которое учит что-то делать руками и ногами, а инструмент воспитания, в первую очередь, самого себя.

Михаил Крысин, президент Всемирного Союза Косики каратэ, позволил себе не согласиться с модератором и напомнил собравшимся, что еще до увлечения каратэ во второй половине 20 века в России существовали дзюдо и самбо. И была на высоком уровне представлена школа бокса. Что стало отличной почвой для развития в СССР каратэ.

Михаил Крысин, президент Всемирного Союза Косики каратэ, заслуженный тренер России, 8 дан.

- Я пришел в каратэ как раз через эти этапы - я прошел школу бокса в «Динамо» в Москве, я тренировался у Анатолия Харлампиева в его школе самбо, когда он уже практически отошел от спортивной карьеры, у него была небольшая группа. И тогда Харлампиев нам показывал приемы, которые сегодня лежат в основе почти всех стилей каратэ. Поскольку он служил в контрразведке во время Великой Отечественной войны, ему посчастливилось быть в лагерях, где содержались японские пленные, и он с ними боролся. Во время этих поединков он столкнулся с феноменом каратэ. Ему самому каратэ не нравилось, он не любил эту вещь, но нам он показывал эти приемы. Отсюда и пошли мои знания. А потом меня судьба свела со студентами из дружественных нам соцстран, которые учились в МГИМО. Они организовали небольшую секцию каратэ, где тренировал парень из Венгрии, чьи родители долгое время служили в ООН в Нью-Йорке. Я с ним тренировался. Тогда же впервые увидел кимоно, черный пояс, движения, ката – все это было моими университетами, которые подтолкнули меня на путь каратэ.

Далее слово взял президент-основатель Федерации Кекусинкай каратэ России Александр Танюшкин. Для него каратэ стало воплощением некой сказки. Он рассказал о том впечатлении, которое на мужское население Советского Союза произвел фильм «Гений дзюдо», о том, как все шушукались о загадочном виде спорте, который может противостоять традиционным видам боевых искусств. Как искали материалы, несмотря на запреты, собирая информацию по крупицам.

Алексанр Танюшкин, президент-основатель Федерации Кекусинкай каратэ России, 7 дан

- Несмотря на всеобщее любопытство, я не думал, что буду заниматься каратэ. Но в 69-ом году меня судьба забросила учиться за границу, и там я первый раз услышал слово «каратэ», и понял, что можно им открыто заниматься. Я записался в секцию каратэ, которое себя называло «кекусинкай». Вернувшись в Россию, я продолжал им заниматься. Было интересно пробовать свои силы, нравилось бить, разбивать. Другие занимались более интеллигентными формами каратэ, но я с кекусинкай уже не мог расстаться. Тогда в Союзе даже бытовало мнение, что кекусинкай занимаются одни хулиганы – дерутся в грязных кимоно. Так увиденная когда-то на экране сказка постепенно превращалась в быль. Каратэ стало отдушиной для многих людей. Им занимались не дети, а интеллигентные люди, большинство из них с высшим образованием, доктора, кандидаты наук. И Владимир Высоцкий занимался каратэ.

«Я тоже мог бы рассказать красивую сказку, - на ломанном русском продолжил беседу мастер из Сербии, основатель стиля каратэ Фудокан, обладатель 10-го дана Илья Йорга. - Но у меня все было проще – я начал заниматься каратэ, потому что меня бил старший брат». А президент национальной ассоциации каратэ JKS России Алексей Долгов признался, что учился азам каратэ неосознанно, принимая его за другую дисциплину.

Алексей Долгов, президент национальной ассоциации каратэ JKS России, 6 дан

- Это не я пришел в каратэ, а каратэ ко мне. Я в юности занимался разными видами спорта – дзюдо, плаванием, греблей, боксом. А в каратэ попал случайно, в годы, когда оно было официально запрещено. Пришел заниматься в группу «Здоровье», чтобы поправить самочувствие после срочной службы в армии, в секретном подразделении. И был уверен, что занимаюсь гимнастикой ушу. Пока не поменялся инструктор и я, к своему удивлению, понял, что все это время изучал каратэ. При этом тогда, в 80-е, каратэ не рассматривалось как спорт. Скорее, как философская система.

Президента Международной конфедерации боевых искусств Николая Смирнова на серьезные занятия каратэ подтолкнули стечение обстоятельств и быстрая реакция. Уроженец Ленинграда, он долго и довольно успешно занимался боксом. Во время рабочих поездок по стране увидел человека в кимоно, с повязкой на лбу. Это был не кто иной, как Вячеслав Борковский – пионер ленинградской школы каратэ. Он познакомил Николая Смирнова с еще одной легендой российского каратэ – Владимиром Илларионовым. В его группе Смирнов начал заниматься, но о том, чтобы порвать с боксом, тогда речи не было. Все решили десятки секунд.

Николай Смирнов, президент Международной конфедерации боевых искусств, президент Федерации каратэ Санкт-Петербурга, 9 дан

- Близились межвузовские соревнования по боксу, меня отловил наш тренер и говорит – «Быстро в зал». Там меня сразу выпускают на ринг, лицом к лицу с соперником, и я, чисто автоматически, применяю защитную технику каратэ. «Подонок, предатель, каратист! Вон отсюда!» – взревел тренер. В общем, заклеймили. Пришлось уйти из бокса. В каратэ.

История Александра Герунова, многократного чемпиона России, Европы и мира по каратэ, началась, по его словам, как у большинства мальчишек. С восхищенного просмотра фильмов, в которых мастера творили чудеса. И с осознания, что командная игра – не для него.

Александр Герунов, руководитель управления физической культуры и спорта мэрии г.о. Тольятти, многократный чемпион мира, Европы и России по каратэ, 4 дан

- Я активно занимался футболом, и в один момент понял, что хочу отвечать только сам за себя, что командная игра – не для меня. Это было на заре 90-х, мой друг из класса пошел заниматься каратэ, и я с ним за компанию. Параллельно смотрели фильмы, которые бодрили и мотивировали достигать тех успехов, которые я видел в кино.

Рассказав свои истории, участники круглого стола сошлись во мнении, что каратэ сегодня – это искусство интернациональное. Не японское. Что каждое государство, в котором получило развитие это единоборство, привнесло в него свое содержание, продиктованное национальным менталитетом. Школа каратэ в современной России считается одной из самых сильных в мире. И, в свете подачи заявки в Международный Олимпийский комитет о включении каратэ в 2020-ом году в число олимпийских дисциплин, может получить сильнейший стимул для дальнейшего развития. Однако не все сэнсэи отнеслись с энтузиазмом к такой перспективе. Суть конфликта первым обозначил модератор Сергей Бадюк.

Сергей Бадюк, актер, телеведущий, спортсмен

- У нас, если вид спорта олимпийский, – это все: деньги, поддержка. А, если не олимпийский, – никому не нужен. Вот вы, руководили федераций прекрасно знаете, как сложно вывозить спортсменов на соревнования, устраивать фестивали, искать финансирование. «Вы же не олимпийский вид!», – слышите вы постоянно. С другой стороны, когда каратэ становится олимпийским видом, это для будо – смерть.

Опасения Сергея Бадюка разделили Александр Танюшкин, Илья Йорга и Николай Смирнов.

Алексанр Танюшкин, президент-основатель Федерации Кекусинкай каратэ России, 7 дан

- Я боюсь, если мы уйдем в спорт, на первый план выйдут только правила соревнований и будут только по этим правилам драться, и вся сказочность и магия каратэ исчезнет. Ведь каратэ – это духовная воинская традиция. Мы взяли у японцев технику боевого искусства, но духовную составляющую каждый народ имеет свою. И как об это можно судить, руководствуясь лишь сводом правил?

Илья Йорга, мастер из Сербии, основатель стиля каратэ Фудокан, 10 дан

- Я отношусь к этому скептически. Без духовности это будет просто «руки-ноги-техника». В России очень высокий уровень каратэ, это не может быть случайно, и причина именно в особом менталитете.

Николай Смирнов, президент Международной конфедерации боевых искусств, президент Федерации каратэ Санкт-Петербурга, 9 дан

- Я с коллегой согласен. Навряд ли каратэ станет олимпийским видом спорта по нескольким простым причинам – потому что меняются периодически правила, это первое. А второе – судейство всегда носит субъективный характер. Уже были примеры, и, я думаю, им хватит проблем с гимнастикой и фигурным катанием.

Алексей Долгов отметил, что, так как суть будо – это самосовершенствование, а суть спорта высоких достижений – победа над соперниками, не исключено, что каратэ будет развиваться в двух направлениях – как спортивная дисциплина и как культурно-философское явление. И, возможно, в этом нет ничего фатального для каратэ, как вида единоборств.

За придание каратэ олимпийского блеска без всяких оговорок высказались Михаил Крысин и Александр Герунов.

Александр Герунов, руководитель управления физической культуры и спорта мэрии г.о. Тольятти, многократный чемпион мира, Европы и России по каратэ, 4 дан

- Нужно понимать, что мы живем в 21-ом веке, и есть такие понятия как «рейтинги», такие понятия как «топ». И мы понимаем, что всецело единоборства развиваются, в том числе, как интересное зрелище, интересные гладиаторские вещи, которые издревле привлекали людей. Я считаю, что каратэ является базовым видом спорта для таких направлений как MMA и других более боевых видов, которые являются топовыми в мире. И я искренне верю, что, все-таки, мое направление, WKF очень много сделало для того, чтобы этот вид спорта стал олимпийским. Это тот шанс, чтобы замотивировать молодых ребят, чтобы они пришли заниматься спортом, именно каратэ. Конечно, кому-то это может совсем не понравится, потому что каратэ действительно многогранно, имеет свои правила и стили. Но я верю и хочу, чтобы оно приобрело статус олимпийского вида спорта.

Обменявшись мнениями по спорному вопросу, участники принялись обсуждать насущные проблемы каратэ как культурного явления в целом и отдельных федераций в частности. Мнения, аргументы, примеры, шутки и цифры – звучали вперемешку, создавая атмосферу не скучного научного диспута, а живой, интересной дискуссии. По окончании участники единогласно приняли решение сделать такой формат общения постоянной составляющей Спартакиады.

Полная видео-версия круглого стола «У истоков советского каратэ» в ближайшее время появится на сайте ssf63.ru и в группах «Непобедимой державы» в социальных сетях.

Ирина Грумеза, пресс-служба СБИ «Непобедимая держава»



Партнеры »