Статьи и публикации


2017-04-05 21:00:00
ИСТОРИЯ И ИСТОКИ ЯПОНСКИХ БОЕВЫХ ИСКУССТВ

К выходу в свет 30-й книги серии «Япония и японские боевые искусства» (Автор – Н.Рудаков).

Название этой серии книг недаром звучит как «Япония и японские боевые искусства». Почему, зачем? В конце концов, хочешь писать о Японии, пиши о стране, ее истории, культуре, искусстве, людях, экономике и т.д., хочешь писать о боевых искусствах, пиши об их истоках, развитии, трансформации, видах, школах, стилях, техниках, оружии, основателях, патриархах и пр. Возможно, получится не одна, а две интереснейшие серии, но!… В данном случае, эти два тематических направления совершенно неотделимы друг от друга, и все попытки описать историю и развитие японских боевых искусств, не касаясь истории и развития Японии, ее мифологии, религий, учений, ее самобытности, традиций, обычаев, ее менталитета, устоев и привычек, обречены на полную неудачу. Чем вызвано такое глубокое проникновение, такие тесные взаимосвязи, такие обширные переплетения судеб страны и одного из уникальных пластов ее культуры?

Одной их основных причин является, на наш взгляд, практически полная изоляции средневековой Японии – исторического периода, когда как раз и возникали и развивались японские боевые искусства, от остального мира, а та информация и реальные практики, которые проникали в Японию из близлежащих государств – Китая и Кореи, столь быстро переосмысливались, перерабатывались и адаптировались к традиционному укладу, что на вполне законных основаниях могли считаться исконно японскими. Поэтому все, что создавалось и развивалось в Японии – это следствие развития самой страны, а не привнесенное извне, это скрупулезное следование традициям и обычаям, глубокое и искреннее почитание предков и бережное сохранение их наследия. Средневековая Япония, ставшая ареной бесчисленных и бесконечных войн между самурайскими кланами, сама создала и выпестовала самурайскую воинскую культуру, основанную на виртуозном владении холодным оружием и следовании канонам Бусидо. Знаменитые на весь мир самурайские воинские искусства – Будзюцу, как пишет известный востоковед А.А.Маслов, «в противоположность китайскому ушу, возникшему стихийно и формировавшемуся тысячелетиями, постоянно изменяясь внешне, именно создавались. Это значит, что основателем любого стиля или школы в Японии был реально существующий человек, а не легендарная личность, как в Китае». И развитие самурайских воинских искусств, безусловно, впрямую зависело от исторического пути развития Японии. Начиная с Войны Гэмпэй (1181-1185 гг) – войны между кланами Тайра и Минамото, и до окончания Сэнгоку Дзидай – Эпохи воюющих провинций (конец XVI века), самурайские воинские искусства, постоянно имевшие практику кровопролитных сражений, развивались и совершенствовались как в качестве и эффективности вооружений, так и в тактике ведения боевых действий и технике владения различными видами Будзюцу. Но стоило Японии встать на путь относительно мирного и благополучного развития после захвата государственной власти сёгунатом Токугава (1603 г), самурайские воинские искусства претерпели кардинальные изменения. Виртуозное боевое мастерство самураев, потерявших возможность демонстрировать свои боевые качества на поле боя, девальвировалось и стало практически ненужным. Однако вытравить из души японского народа самурайскую культуру и боевую самурайскую сущность оказалось невозможным делом. Определенный комплекс неполноценности поселившийся в самурайском сословии, был компенсирован обостренной тягой к традиционным духовным ценностям. По всей стране стали возникать школы воинских искусств – рю, где опытные самураи передавали свой бесценный боевой опыт тысячам адептов, не давая угаснуть в них духу Бусидо. Вместе с этим, с новой силой вспыхнул интерес к философским основам боевых искусств, а также к дисциплинам, всегда считавшимися неотъемлемыми качествами благородных рыцарей, а именно искусству чайной церемонии, поэзии, живописи, каллиграфии, изящной словесности и пр. Под влиянием этих, будем говорить, новомодных течений, имеющих, тем не менее, многовековые истоки, самурайские воинские искусства постепенно перерождаются из прикладных систем, предназначенных для применения на поле боя, в особые Пути – «До», подразумевающих самосовершенствование человека, реализацию его творческого потенциала и достижение гармонии с самим собой и окружающим миром через изучение и практику военных техник и трансформацию сознания, изменяющей видение мира.

Философской основой древних японских боевых искусств были две основные религии японцев – синтоизм и буддизм, а также древнее китайское учение – конфуцианство. Слияние этих религиозно-философских доктрин, в конечном счете, и положило начало уникальному синкретизму воинской культуры самурайского сословия, выразившемуся в возникновении (как всегда, японцы переосмыслили и переработали) истинной самурайской идеологии – Дзэн-буддизма, ставшему основой самурайской этики. Вооруженное этой идеологией самурайское сословие явило миру огромное количество примеров беззаветного героизма, самопожертвования, мужества и отваги от героев Войны Гэмпэй до персонажей истории о сорока семи ронинах. Эти, поистине выдающиеся человеческие качества, также, как и другие добродетели Бусидо, с исчезновением самурайства в конце XIX века не исчезли втуне, а нашли свое воплощение в философии и принципах современных японских боевых искусств, по крайней мере, именно так декларировали их основатели – Фунакоси Гитин, Дзигоро Кано, Морихэй Уэсиба и др. И это, с их точки зрения, являлось одним их характерных проявлений преемственности древних самурайских воинских искусств и современных видов японских боевых единоборств.

Уход с исторической арены самурайства и открытие Японии для западной цивилизации стало очередным этапом в развитии японских боевых искусств – ярким и противоречивым. С одной стороны, в них по-прежнему превалировал истинный самурайских дух, воинственный и бескомпромиссный, с другой стороны, боевая составляющая все больше и больше уходила на второй план, а на главные позиции выступали идеи самосовершенствования человека, его стремления избавиться от собственных слабостей и недостатков через познание боевой техники, уважения к окружающему миру. Девиз : «Победи, прежде всего, самого себя» становится основополагающим. «Боевые искусства: от «Дзюцу» к «До» – так называется одна из книг серии. Она послужила своеобразным мостиком от описания развития японских боевых искусств на фоне исторического пути Японии к конкретным видам современных боевых искусств Японии, их школам, стилям, патриархам, особенностям техники, тренировочного процесса, учебного оружия, места данного вида в современном мире Будо. Но даже в этих книгах большое внимание уделено истокам данного вида, неразрывной связи древних мастеров Будзюцу и современных адептов боевых искусств. Недаром в названии каждой книги о каком-либо из видов японских боевых искусств, будь то сумо, дзюдо, кэндо, каратэ, айкидо, иайдо и др. присутствуют слова «История и современность».

История Японии изобилует огромным количеством фактов, так или иначе повлиявших на возникновение и развитие японских боевых искусств. Это поистине неразделимые понятия, и в описаниях тех или иных исторических фактов, приведенных в серии, будь то нашествие на Японию монголов в XIII веке, проникновение на японские острова буддизма в VI веке и возникновение Дзэн, грандиозные сражения между самурайскими кланами, судьбы выдающихся личностей средневековой Японии, жестокий и кровопролитный процесс объединения Японии, строительство замков и крепостей, поражающих воображение и в наши дни, история меча и других видов холодного оружия, проникновение в Японию огнестрельного оружия, уникальная боевая система ниндзюцу и ее закат и многие другие, всегда присутствует анализ влияния этого фактора на развитие японских боевых искусств.

В книгах серии, готовящихся к изданию, большое внимание будет уделено таким важным аспектам, несомненно интересных для всех почитателей японских боевых искусств, как «боевые искусства и здоровье», «боевые искусства и дети», «боевые искусства в культуре Японии», «современная

Япония», «история японского языка и спортивная терминология» и др.

                                                                                Николай Рудаков

                                                                                      03.04.2017

Ниже приведен полный перечень книг серии, где звездочками отмечены книги, уже вышедшие в свет.

Список книг серии «Япония и японские боевые искусства»

1. * Япония в легендах и мифах.

2. * История древней Японии.

3. * Эпоха самураев.

4. * Нашествие монголов. История камикадзе.

5. * Будзюцу – самурайские воинские искусства.

6. * Самурайские воинские искусства. Дзю-дзюцу.

7. * Религии самураев. Дзэн.

8. * Бусидо – Путь воина.

9. * История сорока семи ронинов.

10. * Доспехи и оружие самураев.

11. * Самурайский меч.

12. * Огнестрельное оружие самураев. Битва при Нагасино.

13. * Такэда Сингэн и Уэсуги Кэнсин. Битва при Каванакадзима.

14. * Японские замки. История и устройство.

15. * Штурм японского замка.

16. *Великие объединители Японии. Ода Нобунанга. Битва при Окахадзамэ.

17. * Великие Объединители Японии. Тоётоми Хидэёси. Битва при Ямадзаки.

18. * Великие объединители Японии. Токугава Иэясу. Битва при Сэкигахара.

19. * Ниндзюцу. История.

20. * Ниндзя. Методика подготовки.

21. * Ниндзя. Оружие, одежда, приспособления.

22. * Легенды ниндзя.

23. * Поражение ниндзя в Тэнсё ига-но ран. Закат ниндзюцу.

24. * Современное ниндзюцу.

25. * Сумо: история и современность.

26. * Боевые искусства: от «Дзюцу» к «До». Закат самурайства.

27. * Дзюдо: история и современность. Кано Дзигоро.

28. * Боевые искусства: учитель и ученик.

29. * Кэндо: история и современность.

30. * Миямото Мусаси – великий фехтовальщик Японии.

31. Иайдо: история и современность.

32. Дзёдо: история и современность.

33. Нагината-до: история и современность.

34. Каратэ: история и современность.

35. Стили каратэ и их патриархи.

36. Масутацу Ояма и кёкусинкай-каратэ.

37. Кобудо: история и современность.

38. Легенды о мастерах боевых искусств.

39. Айки-дзюцу и Сокаку Такэда

40. История айкидо. О-сэнсэй Морихэй Уэсиба.

41. Современное айкидо.

42. Кюдо: история и современность.

43. Боевые искусства и здоровье.

44. Боевые искусства и дети.

45. Оружие самураев и ниндзя. Современное тренировочное оружие.

46. Современная Япония.

47. Боевые искусства в культуре Японии. История и современность.

48. Японский язык. История, общие понятия, спортивные термины.

  

 

Наши партнеры
Росатом Тенекс Русгидро АЛРОСА ОМК
Информационные партнеры
Sport FM Russiasport Боец Боец Инфо Спортакадемреклама PrimaMedia Общественное Телевидение России
Технические партнеры
Рэй Спорт Атака
Рейтинг@Mail.ru